Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Привольненская средняя общеобразовательная школа

Уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченный

по правам ребенка

МБОУ Привольненской СОШ

Сорока Людмила Феофановна

Основные цели деятельности школьного уполномоченного:

· защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

· формирование правового пространства в учреждении;

· формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

· формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

· совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

Школьный уполномоченный обязан:

· проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

· принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

· в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

· осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

· не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

· систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

График приёма

Пятница – 13.15-14.00

телефон: 8-908-503-102-7

Уважаемые ребята и родители!

В нашей школе работает уполномоченный по защите прав ребенка. Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному по правам ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.

Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

МОУ Привольненская СОШ

РАБОТА

УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА

В МОУ ПРИВОЛЬНЕНСКАЯ СОШ

Сорока Людмила Феофановна – учитель истории и

обществознания

Правовая группа (8-9 класс):

1. Ерыженская Алёна

2. Заварницина Любовь

3. Болдовская Ксения

4. Хачатрян Давид

Совет старшеклассников:

1. Ахмирова Валерия.

2. Яшина Мария

3. Лебедев Константин

4. Разуткина Надежда

5. Глущенко Ольга

Уполномоченный по защите прав ребёнка

в МОУ Привольненской СОШ

Сорока Людмила Феофановна – учитель истории и

обществознания

Рабочий телефон – 47 – 3 - 47

График

приёма участников

образовательного процесса

ВТОРНИК – 12.20 – 13.20

( МОУ Привольненская СОШ)

Компетенция школьного уполномоченного

3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не при­нимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения.

3.2. Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:

защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

формирование правового пространства в учреждении;

формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются:

всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

профилактика нарушений прав ребенка;

оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся, но может принимать обращения и других участников образова­тельного процесса (учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.

Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные:

с несогласием с выставленными оценками;

с несогласием с рабочим расписанием уроков и других вопросов, относящихся к компетенции должностных лиц учреждения;

с действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.

Обращения по вышеуказанным вопросам могут направляться Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области.

3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.

Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав учащихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:

обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;

посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;

получать объяснения по спорным вопросам от всех уча­стников образовательного процесса;

проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребенка;

передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;

ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения, либо унижения достоинства ребенка;

обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного рас­следования по фактам выявленных нарушений при необходимости;

обращаться к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области при недостижении соглашения или получения отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;

направлять свои пред­ложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка муниципальному органу, осуществляющему управление в сфере образования, Совету и администрации учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области;

выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;

выбирать себе помощников из числа учащихся и других уча­стников образовательного процесса.

Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.7. Школьный уполномоченный обязан:

проводить личный прием несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребенка;

в случае конфликтной ситуации содействовать ее разрешению, в том числе путем проведения переговоров с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребенка;

не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

3.8. По окончании учебного года в срок до 10 июня школьный уполномоченный представляет Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области, руководителю муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, совету и администрации учреждения доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями.

3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует:

с Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области;

с органами управления в сфере образования;

с органами опеки и попечительства;

с администрацией учреждения;

с педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения;

с органами самоуправления учреждения;

с учреждениями социальной защиты населения;

с правоохранительными органами;

с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов;

с правозащитными, общественными организациями.

Содержание деятельности школьного уполномоченного.

Уполномоченный призван решать вопросы взаимодействия участников образовательного процесса с правовой точки зрения.

Основные цели уполномоченного образовательного учреждения:

n правовое просвещение участников образовательного процесса;

n защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

n формирование правового пространства в образовательном учреждении;

n формирование правовой культуры и правового сознания;

n формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

n совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

Основными задачами школьных уполномоченных являются:

n всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

n защита прав ребенка;

n оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

n профилактика нарушений прав ребенка;

n содействие правовому просвещению участников образовательного процесса

Приоритетным направлением работы уполномоченных является защита прав несовершеннолетних. Он содействует исполнению законов «Об образовании» РФ и области, совершенствованию Правил школьной жизни. Школьный уполномоченный входит в систему взаимоотношений учреждения:

Требование к кандидатуре уполномоченного.

Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Уполномоченным не может быть избран участник образовательного процесса, занимающий административную должность в школе. Выборы школьных уполномоченных должны быть проведены в мае месяце.

Уполномоченный избирается на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, голосов участников собрания и на срок, установленный собранием, но не менее одного учебного года (точные правила устанавливаются нормативной базой образовательного учреждения). Он может назначать себе помощников из числа участников образовательного процесса, в том числе не менее 3-х школьников. При вступлении в должность уполномоченный приносит присягу, в которой обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам, но его деятельность не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

Уполномоченный не принимает административных решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица. Он не рассматривает жалобы по вопросам:

· оплаты труда и поощрения членов трудового коллектива;

· дисциплинарных взысканий;

· несогласия с выставленными оценками;

· распределению учебной нагрузки и ее изменению, распределению кабинетов и классного руководства;

· а также на действия и решения государственных и муниципальных органов управления в сфере образования.

Обращения по вышеуказанным вопросам направляются Уполномоченному по правам ребенка или Уполномоченному по правам человека области. В случае, когда школьный уполномоченный не может достичь соглашения сторон и

разрешить жалобы, он также обращается к Уполномоченному по правам ребенка.

По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету и Уполномоченному по правам ребенка в области доклад о своей деятельности.

Поскольку уполномоченные работают на общественных началах, необходимо продумать систему поощрения их труда.

Аналитическая справка по итогам деятельности уполномоченного по правам ребенка МБОУ Привольненской СОШ и эффективности реализации программы «Закон и порядок»

Введение:

В МБОУ Привольненской СОШ созданы все условия для обучения несовершеннолетних. В 2016-2017 учебном году в МБОУ Привольненской СОШ обучалось 98обучающихся. В школе обучаются дети из хутора Калинин, хутора Сараи и посёлка Привольного. Учащиеся доставляются в школу посёлка Привольного школьным автобусом.

Обучение в школе проходит в одну смену. В школе организовано одноразовое питание детей из малообеспеченных семей. Учащиеся начальной школы получают молоко не менее трёх раз в неделю.

Состав населения не достаточно стабилен, миграционные процессы на данном этапе проявляются более интенсивно. Среди обучающихся школы есть представители разных национальностей: корейцы- 9 человек, дагестанцы – 14 человек. Между школьниками нет конфликтов на почве национальных отношений. Проводятся мероприятия по воспитанию толерантности.Перспективы на увеличение контингента обучающихся не очень большие, так как образуется недостаточное количество молодых семей. За 2016-2017 учебный год детей, относящихся к группе риска было 7 человек. Школьники данной группы посещают различные кружки, секцию бокса, которая проводится на базе школы. Со школьниками проводятся различные мероприятия внеклассные и внешкольные. В школе обучается 1 ребёнок- инвалид, который обучается на дому. Учителя прошли специальные курсы по инклюзивному образованию. В школе имеется компьютерный класс, спортзал с необходимым оборудованием, библиотека, игровые площадки на улице, для детей с ОВЗ имеются пандусы. В школе работает педагогический коллектив из 16 человек. Высшее образование имеют 12 человек, среднее специальное 4 человека. Высшую квалификационную категорию имеют 5 человек, 10 человек первую квалификационную категорию. Учителя постоянно повышают квалификацию, периодически проходят курсы повышения квалификации по всем предметам образовательного процесса.

Состояние здоровья обучающихся удовлетворительное, школьники постоянно проходят диспансеризацию. Врачи ЦРБ проводят осмотры школьников на базе школы, также состояние детей постоянно контролируется поселковыми ФАП. Школьники прививаются от различных заболеваний, что позволяет снизить уровень заболеваний ОРВИ и ОРЗ. Деятельность учителей и всех участников образовательного процесса направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Проводятся различные спортивные мероприятия, как в спортзале, так и на открытом воздухе. Соблюдается температурный режим в учебных кабинетах, в фойе школы, в спортивном зале. Проводятся влажные уборки классов и коридоров школы.

Население хуторов не имеет выраженной асоциальной направленности. Среди родителей некоторые имеют высшее образование, понимают значение приобретения прочного образования детьми. Анализ итогов социальной диагностики социума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами:

1. Недостаточно высокой образованностью;

2. Средним уровнем общей культуры;

3. Достаточно высоким процентом малообеспеченных семей.

4. Достаточно высоким процентом ответственно относящихся к своим родительским обязанностям семей.

Соблюдение прав человека – один из основных принципов правового государства. Вопрос соблюдения прав человека волнует не только взрослых, но и детей. Права всех людей, а особенно несовершеннолетних граждан, должны быть защищены.

Определенный опыт в работе с детьми по правовому образованию и воспитанию накапливается в работе школьного уполномоченного. В школе прошло немало мероприятий, посвященных различным правовым темам. Главной целью их стало повышение ответственности каждого участника образовательного процесса за свои поступки. Приоритетными принципами работы нашей школы стали:

· Каждый ученик обладает правами и свободами

· Каждый ребенок должен быть окружен вниманием и заботой со стороны взрослых участников образовательного процесса

· Воспитание и обучение должно проводиться в духе мира, достоинства, терпимости, свобод и равенства

· В случае ущемления прав ребенок всегда может найти защиту

· Школа обеспечивает максимальные возможности для развития учащихся

· Обучение и воспитание осуществляется в тесной связи педагогического коллектива с учащимися и родительской общественностью

Работа с обращениями и жалобами участников образовательного процесса.

Анализ обращений от участников образовательного процесса.

В 2016-2017 учебном году обращений было – 8. Из них обращались: 3 - обучающиеся; 3– родители, 2- учителя. Все обращения - устные

Тематика обращений учащихся:

· проблемы межличностных отношений среди подростков (оскорблению, нецензурные выражение).

· использование мобильных телефонов в школе во время уроков.

· конфликты по поводу внешнего вида.

Тематика обращений педагогов:

· несоблюдение обучающимися дисциплины

· личностные конфликты с обучающимися

Тематика обращений родителей:

· консультации

· взаимоотношения со сверстниками их детей

· наличие школьной столовой

· конфликты по поводу внешнего вида.

Как видно из приведенных выше данных, наибольшее количество обращений связанно с межличностными взаимоотношениями. Необходимо проводить работу с родителями по отслеживанию внешнего вида своих детей, чтобы не было конфликтов между учителями и обучающимися. Несмотря на наличие в правилах школьной жизни статьи, регламентирующей использование мобильных телефонов в школе, это проблема продолжает волновать учащихся школы.

Меры, предпринимаемые школьным уполномоченным по обращениям:

· классные часы

· индивидуальные и коллективные беседы с учащимися

· индивидуальные и коллективные беседы с педагогами

· индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью

· доведение до сведения администрации информации об учителях, нарушающих права учащихся

· организация на классных часах занятий по ознакомлению с «Правилами школьной жизни».

Количество обращений, разрешенных путем проведения примирительных процедур (ШСП (школьная служба примирения), психолог)- 8

Количество обращений, в которых подтвердилось нарушение прав- 0

Количество обращений, по которым удалось полностью или частично решить восстановить нарушенное право- 8

Количество заседаний КДН и ЗП муниципалитета, в которых принимал участие школьный уполномоченный, с указанием причины (правонарушение несовершеннолетнего (его кратность), жестокое обращение в отношении несовершеннолетнего, не должное исполнение родительских обязанностей в семье несовершеннолетнего, социальное семейное неблагополучие (его характеристика), другие причины)- 0

Результаты рассмотрения всех обращений (разъяснено, удовлетворено, частично решено, отказано) – все обращения были рассмотрены и удовлетворены силами ШУПР , СШМ, педагогом-психологом, социальным педагогом, администрацией школы.

Статистика основной деятельности

Общее число мероприятий/из них с личным участием школьного уполномоченного

Количество мероприятий правового просвещения

Количество мероприятий патриотической направленности

Количество мероприятий по гражданскому воспитанию

Количество мероприятий с участием адвоката

Количество мероприятий с участием родителей

Количество мероприятий с участием специалистов системы профилактики

Количество информационных материалов (листовки, статьи в СМИ и др.)

Общее кол-во детей-участников мероприятий/из них «группа риска»

Количество детей «группы риска», привлеченныхв кружки и секции

11/5

5

7

5

0

5

0

5

98/7

7

Исполнение муниципальной программы гражданско-правового и патриотического воспитания

Можно сделать вывод, что наибольшее количество обращений связанно с межличностными взаимоотношениями. Решается вопрос о внешнем виде обучающихся школы, проводится работа с родителями по отслеживанию внешнего вида своих детей. Несмотря на наличие в правилах школьной жизни статьи, регламентирующей использование мобильных телефонов в школе, это проблема продолжает волновать учащихся школы.

Меры, предпринимаемые школьным уполномоченным по обращениям:

· классные часы

· индивидуальные и коллективные беседы с учащимися

· индивидуальные и коллективные беседы с педагогами

· индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью

· организация на классных часах занятий по ознакомлению с «Правилами школьной жизни».

Работа с нормативными документами по правилам поведения в школе

Анализ проводимых мероприятий.

В прошедшем учебном году все мероприятия велись в рамках нескольких направлений работы:

· правовое образование и воспитание;

· правовое просвещение;

· правовая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

· Для обеспечения работы уполномоченного в школе был проведен ряд организационных мероприятий. Оформлен стенд, где размещены Правила школьной жизни, Устав школы.

Совместно с классными руководителями организованно проведение классных часов по следующим тематикам:

· «Изучаем Конвенцию о правах ребёнка»;

Работа с Конвенцией с обучающимися 9 класса

· «Права детей – забота государства»;

Работа с документами

· « Профилактика правонарушений»

· «Имею права на права»

Вопросы, возникающие у школьников за отчётный период:

· поведение на уроках и на перемене;

· оскорбления и нецензурные выражения среди учащихся;

· курение в школе;

· вопросы по внешнему виду;

· несвоевременное выставление оценок в журнал;

· имеет ли право учитель выгонять с урока;

· имеет ли право учитель отбирать мобильные телефоны во время урока

Регулярно ведётся содействие правовому просвещению всех участников образовательного процесса, формирование основ правовой культуры, навыков социально-активного поведения личности, обеспечение защиты прав несовершеннолетних от нанесения им психологического ущерба, на осуществление ими всех прав без какой-либо дискриминации или различий; формирование толерантных отношений между учащимися, учителями и

образовательного процесса. Совершенствуются содержание и формы общения, социальные нормы, регулирующие взаимодействие участников образовательного процесса выполняются. Школьники принимают участие во всероссийских олимпиадах по обществознанию, где включены вопросы права, правовых норм.

У обучающихся школы сформированы устойчивые знания прав, обязанностей и ответственности.

Работа ШУПР (совместно с другими специалистами и структурами)

- выявление среди обучающихся опекаемых детей, малоимущих и многодетных семей, находящихся в социально опасном положении (при составлении социального паспорта школы (сентябрь);

- анализ состояния здоровья обучающихся (на основе результатов плановых медицинских осмотров, диспансеризации и по рекомендациям фельдшера сельского ФАП в течение года);

- индивидуальная работа с обучающимися;

- организация питания обучающихся (воспитанников) с учётом опекаемых, малообеспеченных и многодетных семей;

- профилактическая работа по выявлению обучающихся, пропускающих занятия в ОУ без уважительной причины

- работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

- учёт и анализ использования свободного времени обучающимися, занятость в кружках, секциях;

- индивидуальная помощь обучающимся - знакомство родителей с традициями школы на классных мероприятиях;

- организация подготовки выпускников 9 и 11кл. к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Уровень подготовки выпускников

трех возрастных ступеней по категориям «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

1 ступень – начальная школа.

Категория «Знать/понимать» - ребенок по окончании начальной школы должен знать о существовании Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе школы, законодательстве международном и российском (элементарный уровень), правилах поведения, службах защиты прав детей.

Категория «Уметь» - уметь объяснить (элементарный уровень) что такое Конвенция о правах ребенка, Конституция, Закон, Устав школы, правила поведения, для чего они нужны и каковы последствия их нарушения.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок должен использовать в социуме правила поведения, соблюдать нормы общения

и уважительно относиться к товарищам, учителям, родителям, другим окружающим, уметь разрешать конфликтные ситуации посредством дискуссии, цивилизованного спора.

2 ступень – основная школа.

Категория «Знать/понимать» - выпускник 9 класса должен знать основные положения документов в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права в части, касающейся прав несовершеннолетних, систему законодательства и нормы права, понятия прав, свобод, обязанностей

и ответственности, их взаимосвязь.

Категория «Уметь» - уметь рассказать об основных положениях в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права, правильно применять в повседневной жизни положения законов, уметь поддерживать правосознание и порядок для себя и других, иметь четкую установку на законопослушание, предвидеть последствия при принятии решений, связанных

с правовым/противоправным поведением, уметь находить необходимую правовую информацию.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок должен использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций, анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций, видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий.

3 ступень – старшая школа.

Категория «Знать/понимать» - ребенок-выпускник 11 класса должен знать основополагающие документы в области российского и международного права, сферах их применения, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью, усвоить систему знаний о порядке реализации, возможностях и методах защиты прав личности, овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для применения в повседневной жизни.

Категория «Уметь» - выпускник 11 класса должен владеть знанием

о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни, уметь определять оптимум (или достаточный минимум) правовой информации для повседневного использования в жизни, уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл, иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок должен использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций, давать правовую оценку поступкам физических и юридических лиц, собственным действиям, явлениям жизни, видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий, использовать в повседневной жизни механизмы и средства правового разрешения проблем, уважать закон, его единство для всех без исключения людей.

Нарушение прав несовершеннолетних (если имело место)

Нарушение прав несовершеннолетних - 0

Заключение

Таблица:

Индикатор эффективности

2016 год

2017год

общее число учащихся/количество правонарушений, совершенных учащимися организации

98/0

98/0

количество конфликтов в детской среде (данные психолога/уполномоченного)

4/3

2/1

доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, от общей численности обучающихся

98/0

98/0

доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики, из них детей «группы риска»,от общей численности обучающихся

98/7/2

98/3/1

Особое внимание в школе уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Эта работа ведется в рамках совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, социально-психологической службы, включает в себя индивидуальные консультации, беседы с учащимися, их родителями или законными их представителями.

Систематически проблемы школы обсуждаются во время бесед с администрацией школы. Такие встречи позволяют оперативно решать возникающие вопросы, обсудить прошедшие мероприятия и наметить планы для предстоящей работы.

Анализ работы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса показал, что на следующий учебный год необходимо:

1. дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам учащихся образовательного процесса в школе;

2. развитие ученического самоуправления;

3. развитие системы работы с обращениями и жалобами;

4. выявление и сопровождение детей, чьи семьи находятся в трудной ситуации;

5. продолжение формирования библиотеки по правовой тематике.

Приоритетные направления деятельности в следующем учебном году:

· правовое просвещение;

· методическая помощь классным руководителям в проведении мероприятий по правовой тематике;

· подготовка методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий в разных возрастных группах;

· консультативная деятельность;

· разрешение конфликтных ситуаций;

· обновление правового уголка

Приложение 1

Тема: « Права детей – забота государства!».

Эпиграф к уроку:

Крайняя строгость закона – крайняя

несправедливость

Цели: - рассказать о роли прав ребёнка в мире,

- дать представление о необходимости защиты прав детства,

- познакомиться с некоторыми статьями Конвенции о правах

ребёнка,

- воспитывать чувство долга, уважение к законам своего

государства и международным документам.

Оборудование: Конвенция о правах ребёнка, Конституция России, флаги России и Ростовской области.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

а) Гимн Российской Федерации.

б) Гимн Ростовской области.

2. Вступительное слово учителя.

Ф.М. Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка.

( работа в группах о счастье ребёнка).

3. Беседа о беспризорниках.

- Влияние революций и войн на счастье детей.

А) Революции 1917 года в России

Б) Голод начала 30-х годов

В) Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

- « Дети разных народов – мы мечтою о мире живём!»

А) События в Южной Осетии в августе 2008 года

Б) Мировые военные конфликты.

4. Декларация прав ребёнка.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. Она сыграла большую роль в деле защиты детства. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако. Декларация имела лишь рекомендательный характер. Их нормы не обязательны для исполнения.

5. Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

1979 год – международный год ребёнка. Комиссия ООН приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

- работа со слайдами.

- работа с документом (Конвенцией о правах ребёнка),

6. Реализация непривычных прав ребёнка.

1) Восприятие школьниками положений Конвенции

2) Достоинство окружающих – чьё право?

3) Права и обязанности ребёнка

7. О бесспорном и спорном.

1) Сироты гуманного социалистического общества

2) Ценности и идеология

3) Психология ребенка

8. Примеры нарушения прав ребёнка (вырезки из газет и журналов)

9. Работа в группах по положениям в Конвенции.

А) Наиболее важные,

Б) Легко исполнимые.

В) Нереализуемые в наших условиях.

10. Статья 9 Конвенции о правах ребёнка.

11. Беседа по вопросам.

12. Сообщения. Темы. ( работа в парах)

Дети – жертвы войны.

Свобода и дисциплина.

Права ребёнка равны правам взрослых ?

( Прослушивание сообщений) - оценивание

13. Итог урока.

   Тема: « Права детей – забота государства!».

Эпиграф к уроку:

Крайняя строгость закона – крайняя

несправедливость

Сорока Л.Ф. – уполномоченный по правам ребёнка

Цели: - рассказать о роли прав ребёнка в мире,

- дать представление о необходимости защиты прав детства,

- познакомиться с некоторыми статьями Конвенции о правах

ребёнка,

- воспитывать чувство долга, уважение к законам своего

государства и международным документам.

Оборудование: Конвенция о правах ребёнка, Конституция России, флаги России и Ростовской области.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

а) Гимн Российской Федерации.

б) Гимн Ростовской области.

2. Вступительное слово учителя.

Ф.М. Достоевский написал слова, которые сейчас очень часто повторяют: счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка.

( работа в группах о счастье ребёнка).

3. Беседа о беспризорниках.

- Влияние революций и войн на счастье детей.

А) Революции 1917 года в России

Б) Голод начала 30-х годов

В) Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

- « Дети разных народов – мы мечтою о мире живём!»

А) События в Южной Осетии в августе 2008 года

Б) Мировые военные конфликты.

4. Декларация прав ребёнка.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. Она сыграла большую роль в деле защиты детства. ЕЁ содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако. Декларация имела лишь рекомендательный характер. Их нормы не обязательны для исполнения.

5. Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

1979 год – международный год ребёнка. Комиссия ООН приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

- работа со слайдами.

- работа с документом (Конвенцией о правах ребёнка),

6. Реализация непривычных прав ребёнка.

1) Восприятие школьниками положений Конвенции

2) Достоинство окружающих – чьё право?

3) Права и обязанности ребёнка

7. О бесспорном и спорном.

1) Сироты гуманного социалистического общества

2) Ценности и идеология

3) Психология ребенка

8. Примеры нарушения прав ребёнка (вырезки из газет и журналов)

9. Работа в группах по положениям в Конвенции.

А) Наиболее важные,

Б) Легко исполнимые.

В) Нереализуемые в наших условиях.

10. Статья 9 Конвенции о правах ребёнка.

11. Беседа по вопросам.

12. Сообщения. Темы. ( работа в парах)

Дети – жертвы войны.

Свобода и дисциплина.

Права ребёнка равны правам взрослых ?

( Прослушивание сообщений) - оценивание

13. Итог урока.

Игра «Конституция детства»

Цель:

Повысить уровень правовой культуры подростка.

Количество участников – 15 человек разного возраста

Ход игры:

Игра проводится в 5 этапов.

1 этап игры:

Задание: разобраться в понятиях закон и право, на примере Конвенции о правах ребенка.

Право – гарантированные свободы (Я могу сделать …).

Закон – механизм реализации права.

На группу (7-10 человек) или отряд (20 человек) выдается набор карточек двух видов. На одних обозначены права, на других законы. Необходимо выбрать те законы, которые обеспечивают реализацию того, или иного права. По итогам этой работы необходимо оформить страничку в сборник под общим названьем «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации».

На уровне детского лагеря создается «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации», из страничек которые создаются на уровне отрядов или групп. После того как сборник составлен, происходит его презентация.

Ниже представленный раздаточный материал, может быть расширен организаторами и самими детьми уже в ходе игры.

Права:

· Право на образование.

· Неотъемлемое право на жизнь.

· Право на имя и приобретение гражданства.

· Право формулировать свои собственные взгляды, свободно выражать эти взгляды по всем вопросам.

· Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

· Право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

· Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.

Законы

Право на образование.

Законы:

Закон Российской Федерации об образовании

Статья 5 .

1.Гражданам Р.Ф. гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения т.д.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих … условий для получения образования.

Федеральный закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.

Статья 9.

1. При осуществления деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении… не могут ущемляться права ребенка.

Конституция Российской Федерации

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их замещающие обеспечивают получения детьми основного общего образования.

Право на жизнь.

Законы

Конституция Российской Федерации.

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь..

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжелые преступления против жизни…

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 105.

1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку - наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.

Статья 106.

1.Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов… наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 110.

1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на срок до 5 лет.

Право на имя и гражданство

Законы

Федеральный закон. Семейный кодекс Российской Федерации.

Статья 58.

1. Ребенок имеет право на имя ,отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца…

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей…

Статья 59.

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 14 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка в праве разрешить изменить имя ребенка, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 19.

2. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем,. Включающим фамилию и собственное имя, также отчество. В случаях и в порядке предусмотренных законом гражданин может использовать псевдоним.

3. Гражданин вправе переменить свое имя… Перемена гражданином имени не является основанием изменения и прекращения его прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.

4. Имя полученное гражданином полученное при рождении а также перемены имени подлежат регистрации.

5. Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использовании его имени, подлежит возмещению… При искажении или использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию преследуется по закону.

Право на личную жизнь.

Законы

Конституция Российской Федерации.

Статья 23.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,. личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, без его согласия не допускается.

Статья 25.

Жилище не прикосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 40.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Статья 137.

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении или средствах массовой информации - наказывается штрафом либо арестом на срок до 4 месяцев.

Статья 138.

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан - наказывается штрафом…либо исправительными работами сроком до1 года.

Статья 139.

1. Незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица - наказывается штрафом… либо арестом на срок до 3 месяцев.

Право на получение информации.

Законы

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Статья 140.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении… документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и законы гражданина, либо предоставление гражданином неполной или заведомо ложной… - наказывается штрафом, либо лишением право заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет..

Конституция Российской Федерации.

Статья 28.

1. Каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Право свободно выражать свои мысли и убеждения.

Законы

Семейный кодекс Российской Федерации.

Статья 57.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающие его интересы, а также быть засушенным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Конституция Российской Федерации

Статья 28.

1. Каждому гарантируется свобода совесть, свобода в вероисповедании включая право исповедывать …любую религию или не исповедывать никакой.

2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказа от них.

2 этап игры:

На данном этапе вводится игровая ситуация – каждый отряд или группа становится независимым государством. Отряду предлагается в форме жеребьевки определить тематику своего государства.

Затем отряду дается время для того, чтобы определить права в своем государстве (исходя из своей «особенности») и выработать механизм их реализации, то есть законодательную базу по следующей пирамиде прав.

Развитие

Социальная активность

Безопасность

Выживание

Варианты государств

1. Мясоеды – Вегетарианцы

2. Религиозное – Атеисты

3. С/х – Промышленники

4. Военные – Пацифисты

5. Матриархат – Патриархат

6. Авториторизм – Демократия

7. Слепые – Зрячие

8. И т .д.

Третий этап игры

На данном этапе противоположные государства собираются вместе и пробуют договориться о создании единого государства, в котором были бы учтены права каждого государства. Для этого задается игровая ситуация – ваша территория в связи с природным катаклизмом погибла, вы попали вместе с другим народным на один остров. Ваша задача – договориться как вы будите жить на этой территории.

Четвертый этап игры

От каждого общего государства выдвигается дипломат на общую встречу государств, где им задается проблемная ситуация им нужно договориться о едином государстве, так как им угрожает общая опасность и единственное спасение – это объединиться в единое государство.

            Результат этой игры – единая конституция этого государства. По итогам этой игры это может быть два варианта – выработка единой конституции или же ее отсутствие. В последнем варианте это означает военный конфликт и не способность участников договариваться и находить компромисс.