Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Привольненская средняя общеобразовательная школа

Для первоклассников

Что должен знать и уметь ребенок в 6 — 7 лет

Общее развитие

Бытует мнение, что к шести - семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:

  • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
  • знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
  • знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
  • знать ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать
    • дни недели;
    • иметь представления о природных и погодных явлениях;
    • знать основные цвета;
    • знать понятия «право-лево»;
    • знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий,
    • основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
    • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
    • знать праздники;
    • уметь рассказать, чем он любит заниматься;
    • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Интеллектуальное развитие

В этой области ребенок должен уметь:

  • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
  • находить лишний предмет в группе;
  • добавлять в группу недостающие предметы;
  • рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
  • группировать предметы по признаку и называть его;
  • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь

Здесь дошкольнику нужно уметь:

  • находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
  • точно копировать простой узор;
  • описывать по памяти картинку;
  • запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
  • писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
  • прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
  • пересказать услышанный рассказ;
  • составлять рассказ по картинке!

Основы математики

Перед поступлением в первый класс необходимо:

  • уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
  • выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
  • знать понятия «больше-меньше-поровну»;
  • знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение

Важно, чтобы ребенок:

  • отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
  • мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
  • подбирал слова на заданную букву;
  • делил слово на слоги;
  • читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

Для успешного начала учебы в школе требуется:

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Как проходит собеседование?

Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя. «Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.

Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место». Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.

Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.

Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.

Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон...

Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.

Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».

При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке. Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло. Какие документы необходимы перед поступлением в первый класс?

  1. Свидетельство о рождении ребенка и его ксерокопия.
  2. Паспорт одного из родителей, куда вписан ребенок, и его ксерокопия.
  3. Медицинская карта, оформленная и заверенная печатью поликлиники.
  4. Ксерокопия медицинского полиса.
  5. Заявление, которое пишется на месте, в школе.
  6. Некоторые школы просят две фотографии ребенка размером 3×4.

Готов ли ваш ребенок к школе?

В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе

Готовность к школе

ОПРОСНИК

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
  2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
  3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4)
  4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
  16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит ...) = 0
  18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни.

Оценка развития познания
  1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
  1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
  1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может
  3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
  1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
  1. Хорошо ли ребенок слышит?
  2. Хорошо ли он видит?
  3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,...)
  5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п...)?
Зрительная память
  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
  1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  2. Понимает ли он, что читают слева направо?
  3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
  3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Подготовка к школе. Занятия для дошкольников

Исследование памяти

Слуховая память

Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например, это могут быть такие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.

Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу — что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку. Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности. Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: «Еще раз». Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.

Зрительная память

Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: «ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)», но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова. Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов.

Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.

Первый раз – в первый класс – советы родителям

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

Самый подходящий вариант для ребенка – это детский сад, совмещенный со школой. И когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс, для ребенка почти ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.

Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

9 подсказок для родителей первоклассника

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

АКТУАЛЬНО
20% первоклашек с трудом воспринимают что-либо на слух.
13% маленьких школьников крайне неусидчивы.
10% детей не в состоянии заниматься самостоятельно ни в классе, ни дома.

Психолог советует:

  • Не настраивайте ребенка на отличный результат. Предупредите: сначала многое может не получаться, но это не повод для огорчения.
  • Регулярно общайтесь с учительницей малыша, спрашивайте, как он чувствует себя на занятиях. Если проявляет признаки истощения (крутится и вскакивает уже через 10 минут после начала урока, плачет), обратитесь за консультацией к неврологу.
  • Если ребенок не может контролировать свое поведение, отказывается выполнять требования, не реагирует на замечания, постоянно напоминайте ему о нормах поведения на уроке и перемене.
  • Ваш ребенок в классе не один. Темп урока не позволяет обращать внимание учителя только на него.
  • Чтобы обеспечить успешность ребенка в школе, контролируйте выполнение заданий, поддерживайте интерес, дайте понять ребенку, что вас очень интересуют его успехи.
  • Если вы считаете, что учитель предвзято относится к вашему ребенку, поговорите с учителем лично, выясните, в чем причина.
  • Если не складываются отношения с одноклассниками, подумайте об «альтернативной зоне успешности». Ребенок любит рисовать? Отдайте его в художественную студию. Обожает плавать? Ему дорога в бассейн! Интересные занятия поднимут самооценку, и в школе отношения наладятся.
  • Не заставляете чадо выполнять домашнее задание сначала на черновике, а потом начисто, уделите ему время и сделайте задание под вашим контролем. Через 10-15 минут делайте вместе веселую разминку.

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

  • Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  • Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  • Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  • Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  • Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  • Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  • Умеет ли он изменять существительные по числам?
  • Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  • Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  • Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  • Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  • Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  • Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  • Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  • Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  • Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  • Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  • Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

  • 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;
  • 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Играйте с ребенком в настольные игры, умение следовать правилам поможет ребенку быстрее адаптироваться в школе.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются.

Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.